Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) | ||||||
ЖИТИЕ | МОЩИ | интернет - дайджест | ИКОНЫ | КНИГИ | ЧУДЕСА | |
СВЯТЫНИ | МОЛИТВЫ | МУЗЕЙ | ХРАМЫ | ФОТО |
УКАЗЫ |
Всем отцам благочинным и через них всем священникам епархии Крымской (о пении стихир и ежедневном служении) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Мои циркулярные распоряжения не исполняются. Даже в некоторых городских церквах, как я лично убедился, до сих пор читаются, а не поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и на хвалитех. Это в огромной степени понижает ценность и благолепие богослужения. Пусть поэтому пеняют на себя священники, нерадящие о пении стихир, если мало бывает молящихся в храме. Не должно быть отговоркой, что хор не хочет петь стихир. Как это не хочет? Разве священник не должен держать хористов в повиновении? По опыту кафедрального собора, в котором до меня стихиры читались, знаю, как легко заставить хористов петь их. Не надо останавливаться и перед роспуском хора, не повинующегося настоятелю. Вменяю в обязанность отцам благочинным сообщать мне в своих отчётах о всех церквах, в которых не поются стихиры. Введенный мною в систему вызов священников для проверки правильности их служения сразу же показал, что некоторые священники совсем не знают простодневной службы, а только воскресную. Это значит, что они никогда не служат в будничные дни и даже в субботу. А ведь последнее обязательно для всех, ибо в субботу поминаются умершие. Исполняет ли свой долг священник, не молящийся за умерших? Это великий грех пред Богом и людьми. Отвык наш несчастный народ ежедневно бывать в церкви, как было в старину. Забыли и священники свой долг быть всегдашними молитвенниками о народе. Никем не совершается память святых, которым положены службы на каждый день. Многие сельские священники прямо говорят мне, что им нечего делать целую неделю, от воскресенья до воскресенья. Как нечего? Не их ли обязанность молиться всем святым, не их ли долг быть молитвенными предстателями Богу за народ? Что мешает священнику каждый день хотя бы вечерню прочитать про себя в церкви, при одной горящей на престоле лампаде, или даже у себя дома? Если бы поступали так нерадивые пастыри, то, конечно, твёрдо знали бы простодневную службу. И для своей дремлющей от скуки души получали бы великую пользу. Преобразились бы они в глазах народа. Заслужили бы уважение и любовь своей паствы и престали бы жаловаться на то, что их церкви пустуют даже в праздничные дни. Благочестие и глубина веры пастырей передаётся и пастве. А хладная душа пастыря как зажжёт Божественным огнём погибающие в забвении Бога души вверенных ему людей? Не должен ли священник быть религиозным вождём своей паствы, а не только требоисправителем? Немало у нас церквей, которые стоят запертыми от воскресенья до воскресенья. А разве не должны они открываться каждое утро при звоне в один колокол, зовущем верных хоть на несколько минут зайти в храм по дороге на работу или по мирским делам? Если будет знать верующий народ, что каждое утро открыт храм, что даже при невозможности ежедневно совершать в нём Божественную Литургию читаются в нём часы и служится обедница, то сила Божия упрочит благочестие, привлечёт в храмы всё больше людей, видящих, что священник каждый день молится о них. Прошу и молю всех священников одноштатных церквей исполнять это. Очень нетрудно и в полном одиночестве, без псаломщика, прочесть часы или обедницу при свете хотя бы немногих лампад, а вечером прочесть вечерню. И велико будет благословение Божие над таким пастырем, помнящим, что он поставлен молитвенником за народ. Буди, буди! Да возгорится ревность в сердцах всех моих сопастырей и да зажжёт их ревность сердца пасомых! 16 февраля 1948 г. |
Всем
отцам благочинным Крымской епархии (о назначении таксы за Таинства и требы) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- До моего сведения дошло, что некоторые священники продолжают назначать таксу, и притом высокую, за Таинства и требы. Прошу отцов благочинных строго следить за проявлением корыстолюбия священников, служащего нередко поводом к переходу православных в секты, и объявить, что уличённые в требовании определённой платы за требы будут запрещаться мною в священнослужении. 11 марта 1948 г. |
Всем сопастырям и сослужителям моим по Крымской епархии (о назначении таксы за Таинства и требы) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Божией милостью смиренный Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему; я желал бы лучше сам быть отлученным от Христа (Рим.9, 2-3), чем видеть, как некоторые из вас отлучают от Христа, от веры в Него и любви к Нему слабых верою овец стада Христова своим корыстолюбием. Горячо верующая девушка с чистым сердцем убедила своих отошедших от Церкви знакомых крестить их детей. Совершивший Таинство на дому у крещаемых священник получил по 30 рублей за двух крещённых и выразил неудовольствие малой оплатой. Родители пожалели, что крестили своих детей. О, какой тяжкий грех совершил этот наёмник, не пастырь, фамилию которого не хочу называть, ибо это невыносимо тяжело! Ведь он оттолкнул от Церкви людей, готовых обратиться к ней! Надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит (Мф.18, 7). Всемеро горе священнику, через которого соблазн приходит! Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь (Иер.23, 1-4). По этому слову Божию и мы, архипастыри, должны поступать. Только что я уволил за штат священника, назначавшего большие таксы за Таинства и требы. Он и раньше был на год уволен за штат, и теперь остался неисправимым. Благословен Бог,
посылающий нам взамен таких наёмников, пасущих
самих себя, а не овец паствы своей, добрых
пастырей, которых мы рукополагаем с
благодарением Богу. Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая приме стаду… (1 Пет. 5, 1-3). И я, подобно апостолу Петру, умоляю вас, сопастырей своих, убойтесь Бога, убойтесь слов Господних, чрез пророка Иезекииля возвещенных: Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их (Иез.34, 8-10). Не есть ли священнослужение вообще, а в наше время в особенности, тяжёлый подвиг служения народу, изнывающему и мучающемуся от глада и жажды слышания слов Господних (Ам.8, 11)? А многие ли священнослужители ставят своею целью такой подвиг? Не смотрят ли на служение Богу как на средство пропитания, как на ремесло требоисправления? Народ очень чутко распознаёт таких. В одном из Крымских приходов верующие просили меня лучше приписать их молитвенный дом к ближайшей церкви, чем оставить у них священника, к сожалению, недавно рукоположенного мною, ибо он только требует и требует сытной пищи и отопления, которых не имеют и сами крестьяне, а духовной пищи им не даёт. Почему-то должны кормить и молодую, здоровую дочь его, не желающую работать. Что делать с таким священником? Попробую устыдить его, затронуть лучшие стороны сердца его, переведу в другой приход с строгим предупреждением; а если и там не исправиться, уволю за штат и подожду, не пошлёт ли Господь на его место доброго пастыря. Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины. Давно, давно накопился гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наёмников – не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе. Им напомню страшные слова пророка Исаии: Во что вас бить ещё, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис.1, 5-6). Умоляю вас, сопастыри мои, помните слова Павловы: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6,10). Помните также, что доброго пастыря даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце мое! 30 марта 1948 г. |
Отцу
настоятелю Николаевского собора г. Белогорска (о состоянии священных сосудов и антиминса, об особенностях совершения Литургии) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Прошу немедленно сообщить, в каком состоянии у Вас священные сосуды: из какого металла сделаны, какова внутренность Чаши и поверхность Дискоса, вполне ли гладко вылужены или посеребрены, не переделан ли Потир из подсвечника, есть ли на Чаше и Дискосе изображение креста? Не причащаете ли чайной ложечкой? Кроме того, сообщите,
нет ли каких-либо изъянов в антиминсе и зашитых
мест. Не совершаете ли Литургии без прислуживающего в алтаре, что безусловно воспрещается. Ответ пришлите непосредственно мне. Эти данные необходимо сообщить также и по приписанным церквам к Вашему приходу. 23 июня 1948 г. |
Пастырям Крымского стада Христова (о проповедовании слова Божия и чтении Священного Писания) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Смиренный Лука, Божией милостью архиепископ Симферопольский и Крымский. Благословение Божие и любовь моя да будет со всеми вами! Ещё раз хочу потревожить совесть вашу. Многое уже исправлено, Господу поспешествующу, в епархии нашей, и многие из вас, сопастырей и сослужителей моих, радуют сердце мое своим глубоким благочестием и усердием и искренними заботами о паствах ваших, несмотря на глубокую нищету вашу. Но далеко от должного великое дело проповеди слова Божия в епархии нашей. Господь наш Иисус Христос, оставляя землю нашу, заповедал апостолам Своим, а через них и всем нам, их преемникам: Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мр.16, 15-16). Прежде всего проповедуйте, а потом крестите. Но не крестите только, не проповедуя. Не ограничивайте задач служения вашего только исполнением треб и богослужениями. Были святые, которые точно исполняли завет Христов и проповедовали Евангелие всей твари. А вы, сопастыри мои, все ли проповедуете даже людям Божиим, истаяваюшим от самого страшного голода, не глада хлеба и воды, а глада слышания слова Божия (Ам.8, 11)? Народ наш почти тридцать лет не слышал слова Божия и жаждет его; а пастыри, очень многие наши пастыри, и теперь, когда свободна проповедь Евангелия, молчат и считают себя вполне исправными, если удовлетворительно совершают богослужения и требы, не пьянствуют и не курят (даже бесстыдно, на людях). Когда я говорю с вами об этом, то чаще всего слышу в ответ: «У нас нет пособий к проповеди». Не стыдно ли так отвечать? Разве проповедь состоит в повторении чужих проповедей? Разве не слышали вы от святого апостола Павла: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор.2, 4)? Так что же? Значит, нет в вас ни духа, ни силы. Если не хотите проповедовать, не имея сборников чужих, не имеете своих мыслей о Боге, а ищете чужих? Ведь это подлинное testimonium paupertatis – свидетельство убожества духовного. Великий проповедник Иннокентий, архиепископ Херсонский, сказал в одной из своих проповедей, что очень легка задача проповедника, ибо священное Писание даёт неисчерпаемое количество тем для проповедей. О, как это верно! Зачем же вам сборники чужих проповедей, если сама Библия есть неисчерпаемое руководство для проповедей? Но к стыду нашему, я должен указать вам на сектантов, неустанно проповедующих только по Библии и усердно, ежедневно читающих её. А я видел многих священников, которые ни разу не прочитали всей Библии. Не позор ли это? Не знающий и даже не имеющий Библии священник ничем не лучше солдата, не имеющего оружия. Преподобный Серафим Саровский всегда носил в мешке за плечами Новый Завет и в течение недели прочитывал его весь, а потом начинал сначала. Но говорят некоторые: «У нас нет и Библии, и мы нигде не можем достать её». Почему же, однако, при объездах епархии я видел у одних священников довольно большие богословские библиотеки, приобретённые в наше время, а у других много беллетристики и ни одной духовной книги? Не оправдываются ли на них пословицы «на ловца и зверь бежит» и «под лежачий камень вода не течёт»? Да устыдятся любители беллетристики. Во время наполеоновских войн в глухой французской деревушке Арс, вблизи Лиона, жил простенький священник Жан Мари Вианней. Он был сыном крестьянина, с большим трудом окончил семинарию и считал себя очень плохим и невежественным священником. Но он имел удивительный дух и силу, и слава о нём распространилась по всей Франции. В Арс отовсюду съезжались толпы народа. Приехал однажды знаменитый по всей Франции парижский проповедник. Стоя в углу, он слушал тихую, едва слышную проповедь священника Вианней, которая почти без слов входила в сердца людей. И, выслушав эту простую проповедь, он сказал: «Все мои знаменитые проповеди ничего не стоят по сравнению с проповедью этого деревенского кюре». Так оправдал Жан Мари Вианней слова апостола Павла: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор.2, 4). Поставим же и мы задачей жизни своей стяжать дух Христов и силу Его. Для этого нужно следовать всем заповедям Его, усердно и неустанно молиться и поститься и всей душой прилежать к чтению Библии. Тогда отверзутся уста наши, и спасительная проповедь, вода живого слова Божия польётся неистощимым потоком из уст наших. Благодать Святого Духа да поспешествует вам в святом деле! 2 июля 1948 г. NB. Ещё усердно прошу всех сопастырей моих часто прочитывать "Известие учительное". |