Житие преподобного
отца нашего Агапита,
врача безмездного
Из Патерика Печерского (издание Киево-Печерской Лавры, Киев, 2000 г.)
)
Когда преподобный отец наш Антоний
Печерский был прославлен даром исцелений, пришёл
к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища
душевного исцеления через пострижение в святой
иноческий чин, и получил его.
И последовал он всей душой равноангельной жизни
преподобного Антония, подвигов которого он был
свидетелем; как тот великий муж, он сам служил
больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая
дар, данный его молитве, он подавал им зелие от
своего кушания, как будто оно было лекарственное.
Блаженный Агапит видел это и трудился много лет,
соревнуя в подвигах святому старцу. Когда кто из
братии заболевал, преподобный оставлял свою
келию (в ней не было ничего такого, что можно было
бы украсть),приходил к больному брату и служил
ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках
и непрестанно соля Бога о спасении больного, если
болезнь и длилась по воле Божией, чтоб умножить
веру и молитву раба Божия Агапита. И так, подражая
подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит
сподобился быть причастником той же благодати:
он исцелял молитвой своей всех больных и подавал
им также зелие, которое варил себе для пищи. И за
это он был назван врачом. Слух о нём
распространился в городе, и многие больные
приходили к нему и уходили здоровыми.
В то время жил в Киеве один врач, родом и верой
армянин, искусный во врачевании, подобно
которому прежде не бывало. Осмотрев лишь
больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил
ему день и час смерти, никогда не ошибаясь при
этом и не пытаясь такого человека лечить. Из
таких больных был принесен один в Печерский
монастырь; он был первым боярином князя
Всеволода, и армянин привёл его в отчаяние,
предсказав через восемь дней смерть. Блаженный
же Агапит, сотворив молитву о нём, дал ему принять
зелие, которое он сам ел, и сделал его здоровым.
после чего слава о преподобном промчалась по
всей земле Русской. Армянин, уязвлённый стрелой
зависти, стал укорять блаженного, послал в
Печерский монастырь одного осуждённого на
смерть, которому велел дать смертного зелия,
чтобы он выпил его пред Агапитом и умер.
Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого
зелия, которое он сам ел, творя о нём молитву, и
так избавил от смерти осуждённого на смерть. С
тех пор иноверный армянин ещё больше был
возбуждён против преподобного. И научил
единоверцев своих подать ему самому смертного
зелия. Блаженные же выпил и остался невредим. Ибо
Господь, сказав: Если и что смертоносное выпьют,
не повредить им, знает, как избавлять
благочестивых от искушения (2 Пет. 2,9).
После этого заболел в Чернигове князь Владимир
Всеволодович Мономах, которого усердно, но
безуспешно лечил армянин. Недуг усиливался.
Поэтому князь, уже находясь при смерти, послал к
Печерскому игумену (тогда игуменом был Иона),
прося прислать к нему в Чернигов блаженного
Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу
князя. Но блаженный Агапит, которого никогда не
видали выходящим из монастыря и врачующим за его
пределами, отвечал со смирением: "Если я с
таким делом пойду к князю, то должен идти ко всем.
Прошу тебя, отче, позволить мне не выходить из
монастырских ворот для славы людской, от которой
бегать до последнего его издыхания обещался я
перед Богом; если хочешь, я лучше уйду в другую
страну и возвращусь сюда, когда минует эта нужда".
Посланный же князем, поняв, что не удастся ему
призвать к господину самого блаженного Агапита.
стал просить его дать хоть зелие для исцеления.
По уговору игумена, блаженный дал посланному
зелия от своей пищи; и когда оно было принесено к
князю, и он принял его, то стал здоров молитвами
блаженного.
Тогда князь Владимир Мономах пришёл сам в
Печерский монастырь, чтоб видеть, кто тот, через
кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не
видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но
Агапит, не желая быть прославляемым на земле,
скрылся и принесенное для него золото князь
отдал игумену. В скором времени тот же Владимир
снова послал одного из бояр к Агапиту. Посланный,
найдя его в келии, положил пред ним принесенное.
Блаженный же сказал ему: "Чадо, я никогда ни от
кого не брал ничего, потому, что никогда не
исцелял силой моей, но Христовою; и теперь не
нуждаюсь в этом". Боярин отвечал: "Отче,
пославший меня знает, что ты не берёшь ничего, но
прошу тебя, чтоб утешить сына своего, которому
Бог даровал через тебя здравие, прими это и отдай,
если хочешь, нищим". Отвечал ему старец: "Если
ты так говоришь, возьму с радостью. Передай же
пославшему тебя, что и всё прочее, что он имеет -
чужое. и ничего не может он взять с собой из жизни,
так пусть раздаст то нищим. Ибо Господь, Который
Сам находился среди них, избавил его от смерти.
Прошу его не ослушаться меня в том, чтобы не
пострадать больше". Сказав это, Агапит взял
принесенное золото, как бы для того, чтоб
спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам
побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре,
увидел все дары, брошенные пред вратами. Он
подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к
князю, он рассказал ему о блаженном всё, что видел
и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий,
ожидающий награды только от Него одного, а не от
людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого,
стал щедро раздавать своё имение нищим.
После многих трудов и богоугодных подвигов
разболелся сам безвозмездный врач этот,
блаженный старец агапит. Узнав это,
вышеупомянутый врач-армянин пришёл посетить его
и завёл разговор о врачебном искусстве,
спрашивая его, каким зелием лечится такой недуг.
Отвечал блаженный: "Тем, которым Сам Господь,
как Врач души и тела, подаёт здравие". Армянин
понял, что он не сведущ во врачевании и сказал
своим: "Ничего не умеет этот человек в нашем
искусстве". Потом, взяв его за руку, сказал: "Истинно
говорю я: на третий день он умрёт. Если же
переменится моё слово, тогда я переменю свою
жизнь и стану сам таким же монахом". Блаженный
же с гневом сказал: "Таков ли способ твоего
лечения, что больше говоришь о смерти, чем о
помощи. Если ты искусен - дай мне жизнь. Если же
это не в твоей власти, что досаждаешь мне,
приговаривая меня к смерти через три дня. Бог
оповестил меня, что я отойду к Нему по истечении
трёх месяцев". Армянин снова сказал: "Ты уже
весь изменился; такие, как ты. не живут никогда
дольше третьего дня". Старец так изнемог, что
уже сам собой не мог двигаться. Между тем, к
преподобному Агапиту, самому столь тяжело
больному, принесли из Киева другого больного для
исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью
встал, как будто бы не болел, и, взяв своё обычное
зелие, которое употреблял в пищу, показал
армянину со словами: "Вот зелие. которое служит
мне лекарством. Смотри и разумей". Тот же,
посмотрев, сказал святому: "Оно не из наших, но,
думаю, из Александрии". Блаженный посмеялся
над его невежеством, дал больному выпить того
зелия, и, помолившись, сделал его здоровым. Потом
он сказал армянину: "Чадо, прошу тебя, поешь
этого зелия со мной, если хочешь; потому что мне
нечем угостить тебя". Отвечал ему армянин: "Мы,
отче, постимся четыре дня этого месяца, и теперь
пост". Услыхав сие, блаженный спросил: "Кто
ты и какой веры?" Он отвечал: "Разве ты не
слыхал обо мне, что я армянин?" Блаженный
сказал ему: "Как же ты осмелился войти сюда,
осквернить мою келию и держать мою грешную руку?
Выйди от меня, иноверец и нечестивец!"
После этого блаженный Агапит, как предсказывал,
прожил три месяца и, немного поболев, отошёл ко
Господу месяца июня в первый день. И за то, что он
был на земле безмездным врачом, получил великую
мзду уже на небе, где нет болезни. Братия, опрятав
его честные мощи, по обычаю, положили его с пением
в пещере преподобного Антония.
По смерти святого, армянин пришёл в Печерский
монастырь и сказал игумену: "С этих пор я
оставляю армянскую ересь и истинно верую в
Господа Иисуса Христа, Которому желаю работать в
иноческом святом чине. Ибо мне явился блаженный
Агапит, говоря: "Ты обещался принять иноческий
образ, если же солжёшь, то с жизнью погубишь и
душу". И я верую, что явившийся ко мне - свят;
потому, что, если б хотел он долго жить здесь, Бог
даровал бы это ему; я думал, что он не проживёт и
трёх дней, Бог же прибавил ему три месяца, и , если
б я сказал, что ему не прожить трёх месяцев, он жил
бы три года. И я думаю теперь, что он сам хотел
уйти от нас, как святой, желая Царствия святых. И
если Бог взял его из временной жизни в этой
обители, Он дал ему жизнь вечную в небесных
обителях. Поэтому я желаю исполнить скорее
приказание этого святого мужа". Выслушав эти
слова от армянина, игумен постриг его в иноческий
святой чин, дав наставление врачу чужих тел быть
искусным во врачевании своей души, подражая
блаженному Агапиту. Он провёл жизнь свою в
Богоугодных подвигах, и в том же Печерском
монастыре принял блаженную кончину в честь Врача
душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже
слава со безначальным Его Отцем, и со Пресвятым,
Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во
веки веков, аминь.